Роспись стекла с изображением парящего ребенка-ангела, над сказочным городом
Ангел – духовное разумное существо, бестелесный помощник Бога. Считается, что ангел является людям чаще всего в виде человека в светлой одежде и с крыльями. С момента зарождения христианской религии ангелов изображали на мозаиках и фресках в храмах, на холсте и бумаге, создавали из камня, металла и глины. Однако есть вид искусства более всех других подходящий для изображения светлой ангельской сущности: это – витражное искусство. Крылатые вестники в окнах благодаря светоносности стекла зримо воплощают свое главное предназначение: нести людям Божественный Свет.
С древности ангелов изображали на церковных витражах, с эпохи Возрождения – в окнах жилых и общественных зданий. В начале XIX столетия эпоха романтизма принесла разноцветные окна в Россию. Первые петербургские витражи появились в дворцовых и церковных интерьерах по приказу императора Николая I. Они украсили коттедж в Петергофском имении Александрия, который Николай I подарил своей любимой супруге Александре Федоровне. Находящаяся там же Церковь Святого Александра Невского, более известная как Готическая Капелла, была одним из первых православных храмов, украшенных витражами, причем не только в окнах, но и в иконостасе. Прозрачные иконы выполнили в середине XIX века мастера Императорского стеклянного завода. Две утраченные в годы войны круглые картины на стекле «Ангел молитвы» и «Ангел у Гроба Господня» восстановлены петербургскими художниками-витражистами С. Хваловым и В. Лебедевым. Один из этих ангелов – со свечой – был одним из самых известных и любимых образов православной России. Картина маслом «Ангел молитвы» изначально была написана придворным живописцем Т. А. Неффом по заказу императорской семьи. Говорят, что в лике ангела художник запечатлел черты любимой жены Николая I императрицы Александры Федоровны. Картина висела в ее спальне в Зимнем дворце. Впоследствии Т. А. Нефф сделал ее копию меньше размером, возможно, не одну. Ангел со свечой, несущий огонь в ночи, был известен по всей стране: его изображение неоднократно тиражировалось в иллюстрированных изданиях того времени, его охотно писали церковные живописцы на стенах и сводах храмов. Стеклянных «Ангелов» тоже, видимо, было несколько: один находился в предмолельне Александровского двора в Царском Селе (ныне в коллекции Павловского музея-заповедника), второй – в церкви в петергофской Александрии. Нежный образ необыкновенной красоты, написанный на стекле, словно излучает мягкий свет, разгоняя тьму.